5 фактов о Медном всаднике |
Памятник Петру Великому украшает город на Неве вот уже более 200 лет. Это один из самых узнаваемых символов Северной столицы, с которым связаны некоторые легенды.
Собрали несколько фактов об этом монументе.
Бытует расхожее мнение, что медным всадник стал с легкой руки Пушкина, который в 1833 написал одноименную поэму (опубликована в 1837). На самом деле словом «медь» в XVII веке называли и бронзу. Так что Александр Сергеевич ошибку ради красного словца не допускал.
2. Гром-камень волокли на Сенатскую площадь почти год
Сначала постамент для Петра на коне собирались сделать из отдельных камней, но что-то пошло не так, и в окрестностях Петербурга начались поиски подходящей глыбы. Даже объявление в газету дали: мол, разыскивается такой-то камень. И именно на это объявление откликнулся простой крестьянин, который подсказал, что неподалеку от деревни Конная Лахта есть нужный валун. Булыжник назвали Гром-камнем из-за того, что на нем отчетливо были видны следы удара молнии.
По другой версии, камень назвали Конем, т.к. был он найден на одноименном острове. Ходили слухи, что во времена язычества у этого камня люди приносили в жертву древним богам лошадей.
Екатерина II специально пригласила из Парижа знаменитого скульптора Этьена-Мориса Фальконе. К работе он приступил после того, как Гром-камень был доставлен в Петербург. Рядом со своей мастерской Фальконе соорудил постамент с таким же углом наклона, как и у валуна на Сенатской площади. На этот постамент заезжал наездник, а скульптор наблюдал из окна второго этажа, внимательно изучая особенности позы человека и лошади, чтобы подготовить точный эскиз. Кони, кстати, были из Императорской конюшни. Звали их Каприз и Бриллиант.
Следущие 8 лет Фальконе посвятил отливке Петра из бронзы.
Ее не было в задумке Фальконе. По его расчетам фигура могла сохранять равновесие лишь в том случае, если толщина передней стенки памятника не будет превышать сантиметра. Но и в этом случае задним ногам лошади потребовалась «страховка». Так в композиции появилась змея, которая обеспечила статическую устойчивость монумента и символизировала вражескую силу.
Лицо императора лепили с его посмертной маски. Фальконе трижды брался за голову Петра и трижды Екатерина была недовольна работой мастера. Поэтому Фальконе привлек свою ученицу Мари-Анна Колло.
Есть красивая городская легенда: девушка была влюблена в своего наставника и решила признаться ему в своих чувствах необычным способом — зрачки Петра она выполнила в форме сердечка. Но все гораздо прозаичнее: такая форма выемки на глазах памятника создает иллюзию падающего света и блика. Это просто скульпторская хитрость.
Рубрики: | Обо всем, что мне интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |